+7 (495) 252-03-30

Акустика на рельсах

Железнодорожный транспорт оказывает существенное акустическое воздействие на окружающую среду.

Например, уровень шума скоростного поезда может достигать 100 децибел, что вдвое превышает санитарную норму. Поэтому отраслевые учёные проводят исследования, направленные на снижение негативного акустического влияния этого вида транспорта на окружающую среду.

В частности, специалисты АО «ВНИИЖТ» уточняют показатели внешнего шума на стоянке и при движении вагонов и локомотивов на соответствие требованиям технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

Как рассказала заведующая отделением «Охрана труда, экология и промышленная безопасность» этого института Ирина Шищенко, за последние несколько лет они испытали в этих целях электропоезда серий ЭС2Г, ЭС2Г Премиум, ЭДС1Р, ЭГ2Тв, «Сапсан», ЭШ2 KISS RUS, электровозы серий 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, 2ЭС5К, электромотрису АЯ4Д, тепловоз ТГ1М, пассажирские вагоны локомотивной тяги фирмы «Тальго», электровоз 2ЭВ120 и т.д. Подготовленные ими рекомендации были учтены конструкторами при запуске этих моделей в серийное производство.

В конце прошлого года на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке учёные проверили шумовые характеристики весоповерочного вагона нового поколения ВПВ-135К, изготовленного ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

В результате испытаний было подтверждено полное соответствие весоповерочного вагона по этому показателю требованиям ГОСТа 10935-97 «Вагоны грузовые крытые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия».

Учёные института планируют и в дальнейшем проводить исследования, позволяющие уточнять степень акустического воздействия подвижного состава на примагистральные территории и разрабатывать мероприятия по его снижению и защите от него.

В настоящее время они совместно с коллегами из БГТУ «ВОЕНМЕХ «и НИИСФ РААСН разрабатывают поправки в межгосударственный стандарт ГОСТ 33325-2015 «Шум. Методы расчёта уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом», которые обяжут разработчиков новой техники разрабатывать для неё карты шума.

Это необходимо для организации высокоскоростного сообщения поездов в нашей стране. Карты шума будут также разрабатываться для объектов железнодорожного транспорта, находящихся в черте территорий, предназначенных для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа.

Согласно директиве Евросоюза такие карты должны содержать информацию о существующей или прогнозируемой акустической ситуации, превышении нормативных значений уровня шума, количестве людей, подвергающихся повышенным уровням шума, а также количестве жилых домов, больниц и школ, расположенных на рассматриваемом участке.

В перспективе отраслевые учёные намерены разработать подобные карты с учётом европейского опыта для всех участков отечественных ВСМ, проходящих вблизи населённых пунктов. Не меньшее значение имеют изучение характеристик шума основного оборудования тягового подвижного состава и подготовка рекомендаций по снижению его уровня на рабочих местах локомотивных бригад и на прилегающей к путям территории.

Как показали проведённые учёными исследования, источники шума подвижного состава располагаются практически по всей его высоте. Например, его производят токоприёмники высокоскоростного подвижного состава, системы выпуска отработавших газов и охлаждения тяговых двигателей, дизельная силовая установка, тяговые двигатели, кузова и т.д.

Сейчас основной защитой от него служат акустические экраны высотой более 3 м, устанавливаемые вдоль железнодорожных путей. Однако их возведение на значительных расстояниях и эксплуатация требуют больших финансовых затрат. Кроме этого, установленные акустические экраны вызывают дополнительные проблемы при работе ремонтных путевых машин.

Они также значительно ухудшают видимость при пересечении рельсов животными и людьми.

Поэтому учёные предлагают снижать шум в источнике его возникновения. В этих целях они готовы составить карты шума основных серий современного тягового подвижного состава, применяемого на сети дорог ОАО «РЖД». Их смогут также использовать конструкторы при создании новых образцов локомотивов и электропоездов уже на стадии их проектирования.

По словам Ирины Шищенко, нормирование характеристик внешнего шума необходимо осуществлять и для грузовых вагонов, в том числе вагонов-самосвалов (думпкаров), цистерн, платформ, хопперов и др. Пока же нормативные значения показателя внешнего шума установлены только для универсальных крытых грузовых вагонов в ГОСТе 10935-97 «Вагоны грузовые крытые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия». Специалисты АО «ВНИИЖТ» предлагают разработать нормы допустимого внешнего шума и для остальных видов грузовых вагонов.

После этого их нужно будет внести в национальную и межгосударственную нормативные базы, регламентирующие требования к грузовым вагонам. В результате будет обеспечена возможность контроля грузовых вагонов по показателю внешнего шума в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

 
Материал взят с ресурса www.gudok.ru

© ООО «УК СоюзТрансСтрой»
тел. / факс: +7 (495) 585-59-09
phone